Новости

По требованию правительства ОАО РЖД пытается вынудить своих поставщиков снизить в 2014 году цены на 10%.

Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД последовало совету Минэкономики, потребовавшего в октябре от естественных монополий представить правительству план действий по снижению издержек в условиях заморозки тарифов и снизить в 2014 году закупочные цены на 10% по сравнению с 2013-м. Уже в середине октября ОАО РЖД направило письма 68 своим поставщикам с предложением рассмотреть такое снижение (за исключением предприятий ТЭКа). Письма получили и крупнейшие поставщики: "Трансмашхолдинг" (ТМХ), "Рослокомотив" (дочерняя структура ТМХ), группа "Синара", ООО "Уральские локомотивы" (СП "Синары" и Siemens AG), "Евразхолдинг". В ОАО РЖД лишь подтвердили направление писем.

 

Идея с сокращением закупок госкомпаний не нова: в 2011 году президент Дмитрий Медведев требовал снижения затрат не менее чем на 10% в год в течение трех лет. В результате ОАО РЖД за 2011 год снизило закупочные расходы на 13,2%, а за 2011-2012 годы — на 19,1% к уровню 2010-го. Источник "Ъ", близкий к правительству, отмечает, что предложение предполагает новый виток снижения цен и ОАО РЖД необходимо донести сведения до своих поставщиков. Сократить закупочные расходы на 10% также предложено "Россетям" и "Газпрому". Вчера в "Газпроме" отказались от комментариев. "Россети" в 2013 году сэкономили на закупках 20,78 млрд руб., сообщили в компании.

 

Сейчас поставщиками ОАО РЖД являются компании из 19 отраслей, которые обеспечивают монополию локомотивами, путевой техникой, прокатом, энергоресурсами, шпалами, электрооборудованием и т. д. По оценке ОАО РЖД, общие материальные затраты в 2013 году должны составить 385,4 млрд руб. (187,5 млрд руб. без учета энергоресурсов). Даже без экономии на энергоресурсах на закупках у поставщиков ОАО РЖД могло бы снизить затраты на 18,7 млрд руб. Общие расходы монополии в 2012 году составили 1,2 трлн руб., потенциальная экономия на всех закупках — лишь около 3%.

 

Но, по информации "Ъ", ни одно из предприятий не согласилось в 2014 году снизить закупочные цены. Единственная компания, которая прорабатывает вопрос о предоставлении ОАО РЖД скидки,— Выксунский металлургический завод (поставляет колеса), и то лишь на 4,8%, рассказал собеседник "Ъ", близкий к монополии. В ТМХ (поставляет подвижной состав) сообщили "Ъ", что ознакомились с предложением. Источник в холдинге добавил, что выполнить требование ОАО РЖД будет, "мягко говоря, затруднительно", так как лишь во втором полугодии расходы предприятий ТМХ на электроэнергию выросли на 15-30%, в 2013 году в холдинге ожидают роста как минимум на 10%, аналогично увеличатся затраты на газ, металлопрокат, энергооборудование.

 

В группе "Синара" (поставляет локомотивы и поезда "Ласточка") заявили "Ъ", что ведут переговоры и не готовы комментировать процесс. Но источник, знакомый с содержанием ответа группы, сообщил, что "Синара" направила монополии встречное предложение проиндексировать в 2014 году цены на уровне инфляции. В "Евразхолдинге" сообщили, что не знают, о каком именно письме идет речь. Но вице-президент "Евраза" Илья Широкоброд рассказал о действующем пятилетнем контракте с ОАО РЖД на поставку рельсов и рельсовых скреплений с формульным ценообразованием, что позволило уже в 2013 году снизить цены. По сведениям "Ъ", размер скидки составил 4,8%, на дальнейшее снижение "Евраз" не пойдет.

 

В случае сохранения объема закупок в 2014 году на уровне 2013 года ОАО РЖД может сэкономить на закупках локомотивов около 5 млрд руб. и еще столько же — на металлопродукции, подсчитал Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. Общая экономия, по его оценке, может составить несколько десятков миллиардов рублей.

 

Юлия Ъ-Галлямова, Наталья Ъ-Скорлыгина, Юрий Ъ-Барсуков

 

Источник: КоммерсантЪ