Новости

Рецепта безубыточности пригорода не нашли

В ходе слушаний в Общественной палате «Роль пригородного железнодорожного пассажирского транспорта в социально-экономическом развитии субъектов РФ и актуальные вопросы его функционирования» основную проблему обозначил модератор – член комиссии Общественной палаты, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев. По его мнению, в стране наметилась тревожная тенденция сокращения пригородных маршрутов (около 560 поездов отменено).

«Некоторые из них были единственным видом сообщения с соседними территориями», – отмечает Евгений Казанцев.


Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин объяснил, с чем связана отмена электричек: убыточность их работы, отказ администраций регионов возмещать эти потери и заключать договоры между пассажирскими пригородными компаниями и региональными властями. Он уточнил, что недофинансирование пригородных перевозок составляет порядка 19,1 млрд руб. В то же время 22 из 73 субъектов Федерации компенсируют не более 50% затрат перевозчика. Несмотря на решение Федеральной службы по тарифам, в этом году три субъекта – Вологодская, Ленинградская области и Ставропольский край – не предусматривают компенсации вообще.

«Необходимо либо выбирать путь оптимизации, либо искать финансирование и заключать долгосрочные договоры с субъектами Федерации, чтобы у РЖД и пригородных компаний было понимание, куда двигаться», – говорит Алексей Белянкин.


В 2015 году, по его словам, компании потребуется порядка 34 млрд руб. на компенсацию потерь в доходах.

Президент межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков предложил составить перечень социально значимых маршрутов на всей сети. И в первую очередь отметить те, где нет другого вида сообщений.

Между тем мнения пассажирских компаний сходятся в том, что убытки должны компенсировать субъекты Федерации.


Директор по экономике и финансам ОАО «Центральная ППК» (ЦППК) Татьяна Островская видит основную проблему сокращения электричек в несовершенстве нормативной базы, а также технически устаревшем подвижном составе. Всё это, по её мнению, может привести к угрозе ликвидации межсубъектных маршрутов.

Ставки аренды инфраструктуры, которыми оперируют РЖД, должны быть гибкими, прозрачными и экономически обоснованными, считает заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС Наталия Яковенко. Все ставки нужно расшифровать, чтобы субъекты видели, на что идут средства.


Напомним, что правительство уже приняло ряд ключевых решений касательно пригородных пассажирских перевозок: Минтранс утвердил новые правила перевозок, в Думе прошёл первое чтение законопроект по безбилетному проезду, а на экспертизе в Главном правовом управлении находится законопроект об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.


Кроме того, генеральный директор ООО «Межрегиональная пассажирская компания» Сергей Смолянский предложил РЖД сделать доступ к инфраструктуре и подвижному составу более свободным.

«Проблему пассажирских компаний – старый подвижной состав – может решить и отечественный производитель», – уточняет генеральный директор ОАО «Демиховский машиностроительный завод» Борис Богатырёв.


В качестве примера он привёл тот факт, что в 2015 году ЦППК закупит у завода 286 электропоездов, а за 2016–2020 годы спишет парк устаревшего подвижного состава. Сообщает ФАС России.