Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2014г. по сравнению с IV кварталом 2013г. не изменился и составил (-11%).
При стабильности индекса потребительской уверенности отмечался рост индекса произошедших изменений в личном материальном положении и снижение индексов ожидаемых изменений в экономике России и личном материальном положении, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок. Индекс произошедших изменений в экономике России остался без изменений.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2014г. снизился до (-11%) против (-9%) в IV квартале 2013 года.
В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 15% опрошенных (в IV квартале 2013г. - 14%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 30% (в IV квартале 2013г. - 28%).
Индекс произошедших изменений в экономике России не изменился и остановился на уровне (-13%).
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, увеличилась до 14% (против 12% в IV квартале 2013г.). В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 35% (против 33% в IV квартале 2013г.). Считают, что экономическая ситуация в России не изменилась, 50% опрошенных (53% - в IV квартале 2013г.).
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2014г. снизился на 1 процентный пункт и составил (-6%) против (-5%) в IV квартале 2013 года.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, по сравнению с IV кварталом 2013 года не изменилась и составила 12%. Доля отрицательных оценок увеличилась до 20% (в IV квартале 2013г. - 19%).
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 3 процентных пункта и составил (-7%) против (-10%) в IV квартале 2013 года.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличилась до 14% (в IV квартале 2013г. - 13%). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 30% (в IV квартале 2013г. - 29%).
Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 1 процентный пункт и составил (-20%) против (-19%) в IV квартале 2013 года. Индекс благоприятности условий для сбережений опустился на 1 процентный пункт и составил (-37%) против (-36%) в IV квартале 2013 года.
Индекс потребительской уверенности в I квартале 2014г. по сравнению с IV кварталом 2013г. снизился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 процентных пункта, у лиц старшего возраста (50 лет и более) поднялся на 1 процентный пункт, а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался на прежнем уровне.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в I квартале 2014г. по сравнению с IV кварталом 2013г. снизился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 3 процентных пункта и у лиц среднего (от 30 до 49 лет) на 1 процентный пункт. У лиц старшего возраста (50 лет и более) - остался без изменений.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)
|
Ноябрь |
Февраль |
|
Ноябрь |
Февраль |
Россия |
-11 |
-11 |
|
|
|
Австрия |
-3,9 |
-6,5 |
Люксембург |
-1,0 |
-1,5 |
Бельгия |
-7,1 |
-4,5 |
Мальта |
1,4 |
-1,9 |
Болгария |
-38,0 |
-34,9 |
Нидерланды |
-5,9 |
-5,8 |
Великобритания |
-2,9 |
2,0 |
Польша |
-23,6 |
-20,8 |
Венгрия |
-22,4 |
-21,6 |
Португалия |
-39,1 |
-29,5 |
Германия |
-2,1 |
-0,7 |
Румыния |
-34,9 |
-33,8 |
Греция |
-66,7 |
-65,2 |
Словакия |
-17,4 |
-16,5 |
Дания |
14,9 |
17,2 |
Словения |
-34,6 |
-31,5 |
Ирландия |
3,4 |
11,4 |
Финляндия |
8,2 |
7,6 |
Испания |
-20,5 |
-14,7 |
Франция |
-26,4 |
-23,1 |
Италия |
-20,9 |
-18,8 |
Хорватия |
-38,0 |
-35,6 |
Кипр |
-50,2 |
-39,3 |
Чехия |
-9,8 |
-8,4 |
Латвия |
-13,9 |
-12,2 |
Швеция |
17,0 |
17,6 |
Литва |
-10,2 |
-8,7 |
Эстония |
-1,5 |
-2,6 |
___________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.
Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:
- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);
- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);
- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).
Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.
Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.
Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).
Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
По данным Федеральной службы государственной статистики.