Новости

Десять лет ФАС - достижения и планы на будущее

В чем главное отличие Федераль­ной антимонопольной службы от ее предшественника - Министерства по антимонопольной политике (МАП)? Какую роль играет Служба в поддер­жании равных условий конкуренции, в борьбе с картельными сговорами и другими явлениями, ущемляющи­ми интересы субъектов экономиче­ской деятельности? Как ФАС удалось стать первым федеральным органом исполнительной власти России, сер­тифицированным на соответствие требованиям международного стан­дарта систем менеджмента качества ИСО 9001-2008? На эти и другие во­просы ответил в интервью NBJ ру­ководитель Федеральной антимоно­польной службы Игорь АРТЕМЬЕВ.

NBJ: Игорь Юрьевич, 9 марта 2004 года Указом Президента РФ была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Расскажите, пожалуйста, в связи с чем было принято решение об упразд­нении МАП и создании ФАС? Насколько расширились функции и полномочия новой Службы по сравнению с МАП?

И. АРТЕМЬЕВ: Тогда, в 2004 году, про­водилась очередная административ­ная реформа. Она была направлена на реорганизацию структуры государ­ственных органов власти и отказ от избыточных функций, находящихся в их полномочиях. Одним из результа­тов данной реформы стало появление федеральных агентств и служб, кото­рые отличались от министерств своим функционалом. Было четко прописано, что министерство должно заниматься разработкой государственной полити­ки в определенной сфере или отрасли, проводить нормотворческую работу и координировать деятельность других органов в этой сфере. Выполнять кон­трольно-надзорную функцию мини­стерство не может!

Конечно, сразу стало понятно, что Министерство по антимонопольной политике не соответствует прописан­ным функциям, поэтому оно было упразднено, а его контрольно-надзор­ные функции были разделены между Федеральной антимонопольной служ­бой, Федеральной службой по тари­фам (ФСТ) и Роспотребнадзором. За ФАС остался контроль за соблюдени­ем антимонопольного законодатель­ства, законодательства о естествен­ных монополиях, рекламе и электро­энергетике.

NBJ: Каковы основные направления деятельности Службы на данный мо­мент, менялись ли они на протяжении 10 лет?

И. АРТЕМЬЕВ: Помимо стандартного на­бора (антимонопольное регулирова­ние, контроль за слияниями и погло­щениями) ФАС России осуществляет контроль закупок госкомпаний, неко­торых иностранных инвестиций, дея­тельности естественных монополий. Также у нас надзор за размещением государственного заказа, соблюдением законодательства о рекламе, торговле и электроэнергетике.

В последнее время приоритетом Службы стала борьба с картелями, так как они являются самым опасным экономическим преступлением. Толь­ко в 2013 году ФАС провела более 60 проверок. Достаточно много картелей было выявлено на рынках различной продукции химической промышлен­ности (хлора, жидкой каустической соды, ПВХ и кабельных пластикатов), а также на рынке водных биологиче­ских ресурсов (минтаевый, крабовый картель, картель норвежской семги и лосося, пангасиуса и др.).

Если говорить о деятельности ФАС в целом, то, по мнению международных экспертов в сфере антимонопольного регулирования - я имею в виду Орга­низацию экономического сотрудниче­ства и развития (ОЭСР), - российское антимонопольное законодательство и правоприменение соответствуют высо­ким мировым стандартам.

Мы не планируем останавливаться на достигнутом. Нам есть куда стре­миться. Мы хотим войти как мини­мум в десятку лучших конкурентных ведомств мира. Сейчас мы на 17 месте более чем из 100 антимонопольных ведомств мира.

NBJ: Каков штат Службы на сегодняш­ний день, сколько региональных отде­лений она имеет?

И. АРТЕМЬЕВ: В центральном аппара­те ФАС работают 614 сотрудников. Помимо этого, у Службы есть 83 тер­риториальных управления со штатом 2 500 человек. И если вы разделите 2 500 на 83, то получите среднюю чис­ленность сотрудников одного нашего территориального органа.

NBJ: Как ФАС взаимодействует с анало­гичными структурами в странах мира, насколько активно Служба использует опыт других государств в сфере совер­шенствования и применения антимоно­польного законодательства?

И. АРТЕМЬЕВ: Без сотрудничества в наше время нельзя. Уже ни для кого не явля­ется секретом, что глобализация миро­вой экономики привела к интернаци­онализации рынков. Это обеспечило возможность проведения транснацио­нальных слияний, появления между­народных картелей и присутствия иностранных компаний в капитале российских предприятий на различ­ных типах рынков. Справиться с та­кой трансграничной антиконкурентной практикой можно только на надна­циональном уровне - в рамках Тамо­женного союза, СНГ и всего мирового сообщества в целом.

Для этого ФАС России уже под­писала восемь соглашений нового уровня с конкурентными ведомствами Австрии, Венгрии, Испании, Мексики, Евразийской комиссии, СНГ, Сербии и Италии. Такие соглашения предусмат­ривают консультации по конкретным делам, запрос информации, учет взаим­ных интересов при расследованиях и совместное участие в пресечении транснациональных антиконкурентных действий.

Кроме того, по инициативе ФАС были созданы международные рабо­чие группы по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках - нефти и нефтепродуктов, лекарственных средств и услуг связи.

Из лучших мировых практик ФАС внедрила институты предупреждения и предостережения. Они позволяют граж­данам быстрее защитить свои права, бизнесу избежать оборотных штрафов, а ведомству и судам снизить нагрузку и сосредоточиться на действительно важ­ных антимонопольных делах.

Немного статистики. За 2012 год -первое полугодие 2013 года ФАС вы­несла хозяйствующим субъектам 1 423 предупреждения. Три четверти из них были полностью исполнены, а нега­тивные последствия для конкуренции устранены. Применение такого инсти­тута привело, в свою очередь, к сокра­щению количества возбужденных дел до 10 000, что на 11% меньше по срав­нению с 2011 годом. В дальнейшем планируется снизить этот показатель до трех тысяч в год.

Как можно убедиться, институт предупреждения подтвердил эффек­тивность своего применения, поэтому ФАС подготовила поправки в анти­монопольное законодательство, рас­пространяющие его действие на ан­тиконкурентные акты, деятельность публично-правовых образований и не­добросовестную конкуренцию. Сейчас этот институт применяется только в отношении хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее по­ложение при навязывании контраген­ту невыгодных условий либо при не­обоснованном отказе от заключения договора.

NBJ: ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям междуна­родного стандарта ИСО 9001-2008. Поясните, пожалуйста, что это означает на практике, какие требования выдви­гает данный стандарт к организациям, претендующим на получение этого сертификата?

И. АРТЕМЬЕВ: Да, в январе 2012 года ФАС стала первым федеральным орга­ном исполнительной власти России, сертифицированным на соответствие требованиям международного стан­дарта ИСО 9001-2008.

Для нас это очень значимо. Это подтверждение того, что Служба рабо­тает в интересах граждан и открыта для независимого контроля.

В России сертификат соответствия требованиям ИСО 9001 получают в основном коммерческие организации. Многие компании требуют от своих партнеров наличия такого сертифика­та как некоего подтверждения того, что система менеджмента партнера может гарантировать стабильность качества предоставляемых услуг и поставля­емой продукции.

Однако за рубежом стандарт ши­роко применяется и в государственных органах, так как это позволяет повы­шать эффективность работы власти, формировать современную систему го­сударственного управления, способную конкурировать с ведущими странами мира.

Главный принцип стандарта ме­неджмента ИСО 9001-2008 - удов­летворение запросов потребителя. В нашем случае - граждан Российской Федерации, хозяйствующих субъек­тов. Для этого все действия и процессы «сшиваются» в единую систему - фор­мируется единый системный организм, а затем вводится ряд механизмов, обеспечивающих развитие системы, прозрачность и мотивацию персонала.

Кроме того, ежегодно проходят надзорные аудиты, подтверждающие актуальность системы, ее развитие. А раз в три года большой сертифика­ционный аудит, который основательно рассматривает результаты работы орга­низации, ее соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001. В ФАС такой аудит проходил в 2011 году, он показал, что значительную часть требований стандарта ИСО 9001 мы и так выполняли. Необходима была только ревизия и достройка недостаю­щих элементов. В этом году мы должны пройти ресертификацию.

Надеюсь, что рано или поздно все государственные и муниципальные органы пойдут по пути ФАС и будут сертифицированы по международному стандарту управления.

NBJ: Насколько сложным, по Вашему опыту, является решение задачи по созданию благоприятной конкурентной среды в России? Ведь не секрет, что многие экономисты отмечают: экономи­ка нашей страны является сверхконцен­трированной и монополизированной.

И. АРТЕМЬЕВ: Развитие конкуренции в стране - это очень важный и объ­емный вопрос. Им должна занимать­ся не только ФАС, которая, напомню, является контрольно-надзорным орга­ном, но и все министерства, ведомства, региональные и муниципальные вла­сти. Ведь именно в их силах создавать условия в отраслях или регионах для развития конкуренции.

Такая работа, в частности, прово­дится в рамках реализации дорожной карты проекта «Развитие конкурен­ции и совершенствование антимоно­польной политики». В ней принима­ют участие 15 федеральных органов исполнительной власти, а также авто­номная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Головным координатором действий ответственных исполнителей и со­исполнителей мероприятия является ФАС. Всего дорожная карта включает в себя 80 мероприятий, направленных на снижение доли государственного сектора в экономике, развитие конку­ренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных моно­полий и на рынке медицинских услуг, лекарственных препаратов, авиапере­возок, нефтепродуктов, услуг связи и дошкольного образования.

Работа ведется. Исполнено уже больше двух третей запланированных мероприятий. Надеюсь, их положи­тельный эффект не заставит себя дол­го ждать.

NBJ: В каких отраслях экономики, по Вашим наблюдениям, наиболее часты прецеденты нарушения антимонополь­ного законодательства и условий кон­куренции?

И. АРТЕМЬЕВ: Как показывает статисти­ка, из года в год больше всего нару­шений совершается на рынке электро­энергетики, в сфере ЖКХ, на хими­ческом рынке. Замечу, что треть от общего количества нарушений прихо­дится на естественные монополии.

NBJ: ФАС часто проводит проверки, инициированные жалобами граждан или различных субъектов экономики. На какие действия чаще всего поступа­ют жалобы?

И. АРТЕМЬЕВ: В территориальных ор­ганах ФАС что ни день возбуждаются дела по заявлениям дачников, мага­зинов, предприятий малого бизнеса, которые не могут подключить к элек­тросетям свои здания, помещения. Именно на отказ в присоединении к электросетям поступает больше все­го жалоб.

Мы стараемся отходить от дел дачников, предлагая в новых анти­монопольных поправках пресекать доминирующее положение только в том случае, если это оказало негатив­ное влияние на конкуренцию, ущеми­ло интересы предпринимателей или неопределенного круга потребителей. Нужно сосредоточиться на действи­тельно крупных делах, влияющих на состояние конкуренции в целом на рынке.

Жалуются также на действия или бездействия органов власти и местного самоуправления. Одним хо­зяйствующим субъектам они созда­ют преимущества, преференции в деятельности, а другим строят не­обоснованные препятствия или уста­навливают ограничение на переме­щение товаров по территории Рос­сийской Федерации.

NBJ: Насколько активно ФАС участвует в совершенствовании российского за­конодательства? Расскажите, пожалуй­ста, о законах, которые были приняты в результате активного участия Службы в их разработке.

И. АРТЕМЬЕВ: За последние несколько лет мы активно развивали и совершен­ствовали антимонопольное законо­дательство, законодательство о раз­мещении заказов, об иностранных инвестициях в стратегические отрас­ли экономики, рекламное законода­тельство.

А как мы встретили 2014 год? Полным отказом от уведомительно­го контроля в рамках экономической концентрации, что позволило суще­ственно снизить административную нагрузку на бизнес.

Сейчас уже на стадии согласо­вания находятся новые поправки в антимонопольное законодательство с установлением контроля за создани­ем государственных предприятий, ис­ключением антимонопольных требо­ваний к торгам частных компаний, су­щественным расширением институтов предупреждения и предостережения.

NBJ: Какие случаи из практики ФАС ока­зались, с Вашей точки зрения, наиболее запоминающимися и лучше всего под­тверждающими эффективность деятель­ности Службы?

И. АРТЕМЬЕВ: Первое, пожалуй, что приходит в голову, это три волны ан­тимонопольных дел (2007-2012 годы) в отношении ВИНК - вертикально-ин­тегрированных нефтяных компаний: «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУ­КОЙЛ», «ТНК-ВР Холдинг» и АНК «Башнефть».

Компании-нарушители за уста­новление монопольно высоких цен и дискриминационных условий в итоге заплатили гигантские штрафы, общая сумма которых составила около 20,7 млрд рублей.

Согласно предписаниям ФАС в 2011 году компании суммарно прода­ли на бирже примерно 12% от объема поставок нефтепродуктов на внутрен­ний рынок. А мы начали внимательно мониторить ситуацию на сопряжен­ных и внешних рынках. Сейчас у ФАС есть возможность отслеживать индексы (внебиржевые цены, биржевые цены и цены netback) в ежесуточном режиме.

И, конечно же, борьба с картеля­ми, о которых я уже говорил выше. Особенно в сфере добычи водно-био­логических ресурсов.

Можно привести много примеров громких дел, которые мы вели в отно­шении «Газпрома», металлургических, химических компаний, РЖД и других крупных компаний.

NBJ: Каковы планы Службы по дальней­шему совершенствованию своей дея­тельности?

И. АРТЕМЬЕВ: Свои основные планы мы изложили в Стратегии развития анти­монопольного регулирования. Причем это планы не на один год, а до 2024 года. Например, мы нацелены закре­пить в законодательстве нашей страны международный принцип исчерпания прав на интеллектуальную собствен­ность - так называемый параллельный импорт.

Локализовал производство - на­дежно защищен от параллельного импорта. Нет? Тогда в открытом кон­курентном море придется бороться с нашими предпринимателями. И это хорошо. На мой взгляд, параллельный импорт при правильном применении -мощный стимул прогресса инвестиций в Россию.

Другой важный шаг - ликвида­ция ГУП и МУП во всех конкурент­ных секторах экономики, за исклю­чением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности стра­ны. Неравные условия для государ­ственных и частных компаний явля­ются корнем зла, мешающим развитию малого предпринимательства.

В планы мы также записали утверждение правил недискримина­ционного доступа к услугам естествен­ных монополий: портов, транспортных терминалов, почты и электросвязи. Напомню, что именно в их адрес при­ходит больше всего жалоб от граждан.

Еще один важный пункт в Страте­гии - повышение эффективности пра­воприменительной деятельности ФАС за счет введения процедуры пересмотра решений ее территориальных органов в центральном аппарате. И главное, до судебных разбирательств. Кроме того, на регулярной основе планирует­ся ввести дистанционное рассмотрение дел в режиме online.

У нас много планов. Обо всем и не расскажешь. Но каждый пункт направ­лен на защиту предпринимательства, развитие конкуренции и расширение международного сотрудничества для пресечения трансграничных наруше­ний. За плечами 10 лет, но впереди предстоит большая работа!

Сообщает ФАС России.