В 2011 году на сети железных дорог было погружено 1 241,5 млн тонн грузов (3 401 тыс. тонн в сутки), что на 35,8 млн тонн или на 3% выше уровня 2010 года.
Динамика объемов погрузки в 2004-2011 гг.
В течение всего года объем среднесуточной погрузки ежемесячно изменялся не более чем на 6%. Максимальный объем среднесуточной погрузки был зафиксирован в октябре и составил 3 543 тыс. тонн, что на 6,5% ниже докризисного уровня (2007 г.).
Изменение объемов среднесуточной погрузки за 2007-2010 гг., тыс. тонн
Объем среднесуточной погрузки за 2011 год в течение всего года превышал аналогичные показатели за 2008-2010 гг. При этом, относительно докризисного уровня в течение года данный показатель не опускался ниже 10%, а в июне среднесуточная погрузка относительно докризисного уровня была ниже лишь на 5,4%.
Динамика среднесуточной погрузки относительно докризисного уровня (% к соответствующему месяцу 2007 г.)
Прирост погрузки в наибольшей степени обеспечен за счет низкодоходных грузов, так наибольший прирост объемов погрузки пришелся на строительные грузы (42,5% сетевого прироста), каменный угль (27,6%) и железные руды (25,2%).
Погрузка грузов 3 класса (высокодоходный сегмент) увеличена на 3,0 млн тонн или 1,9%. Положительная динамика обеспечена в основном за счет прироста погрузки грузов в контейнерах (+12,5%). В то же время, сокращена погрузка металлолома (-3,6% при доле 1,6% в сетевой погрузке, в погрузке грузов 3 класса – 12,3%). Прирост к докризисным значениям обеспечен только по погрузке грузов в контейнерах.
Погрузка грузов 2 класса (среднедоходных грузов) осуществлялась выше уровня 2010 года на на 0,6 млн тонн или 0,2%. Снижение погрузки зерна, происходившее в первой половине 2011 года (обусловленное действием эмбарго на экспорт зерна с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года), компенсировано: прирост погрузки составил +15,7%. Вместе с тем, сокращена погрузка пром товаров (-12%), продуктов перемола (-10,6%). Докризисные объемы достигнуты по погрузке химических и минеральных удобрений, кокса, жмыхов.
Погрузка грузов 1 класса (низкодоходных грузов) наиболее динамична: на 32,1 млн тонн или 4,6% максимальное увеличение достигнуто по:
- строительным грузам – на 15,2 млн тонн или на 10,7%;
Значительный рост погрузки строительных грузов относительно уровня 2010 года обусловлен в первую очередь более медленным, в сравнении с остальными отраслями промышленности, послекризисным восстановлением строительного комплекса.
- каменному углю – на 9,9 млн тонн или на 3,4%;
Потребление угля в России падает из-за конкуренции с газом. Погрузка угля во внутригосударственном сообщении в 2011 г. составила 178,3 млн тонн, что на 2,5 млн тонн или на 1,4% ниже аналогичного периода прошлого года. Доля погрузки угля во внутригосударственном сообщении в 2011 г. в сравнении с 2010 г. снизилась на 3,0 п.п. до 60,2%.
Погрузка угля на экспорт в 2011 г. составила 117,8 млн тонн, что на 12,4 млн тонн или на 11,8% выше 2010 года (в основном за счет роста поставок энергетического угля в Японию и Великобританию).
- руде железной – на 9,0 млн тонн или на 8,8%;
В связи с ростом металлургического производства в России в 2011 г. к уровню 2010 г. на 2,9% погрузка руды железной во внутригосударственном сообщении в 2011 г. составила 79,2 млн тонн, что на 2,1 млн тонн или на 2,7% выше аналогичного периода прошлого года. Доля погрузки руды железной во внутригосударственном сообщении в 2011 г. в сравнении с 2010 г. снизилась на 4,3 п.п. до 71,4%.
Погрузка руды железной на экспорт в 2011 г. составила 31,7 млн тонн, что на 6,9 млн тонн или на 27,8% выше 2010 года (в основном за счет роста поставок в Китай с горных комбинатов ООО УК "Металлоинвест" в рамках долгосрочного договора). Доля погрузки руды железной на экспорт увеличилась на 4,3 п.п. до 28,6%.
Докризисный уровень обеспечен только по погрузке каменного угля, железной и марганцевой руды.
По причине отложенного спроса на перевозки в ожидании улучшения рыночной конъюнктуры, недостаточно высокого уровня межвидовой конкурентоспособности и, как следствие, "ухода грузов" на другие виды транспорта, а также других факторов фактический рыночный спрос на перевозки ряда грузов железнодорожным транспортом был ниже, чем потенциально возможный с учетом динамики производства продукции.
В целях более полного использования потенциала грузовой базы и повышения доходов от грузовых перевозок, особое внимание при работе с грузовладельцами уделялось привлечению к погрузке дополнительных объемов строительных и лесных грузов, а также сельхозпродукции.
Объемы погрузки грузов в 2011 году примерно соответствуют уровню 2004 года.
Грузооборот
По итогам 2011 г. грузооборот транспорта в России вырос на +3,4%.
В 2011 году грузооборот по инфраструктуре ОАО "РЖД" составил 2 704,8 млрд т-км (+8,1% к уровню 2010 г.).
Грузооборот без учета пробега вагонов иных собственников, арендованных и ДЗО ОАО "РЖД" в порожнем состоянии в 2011 году увеличен на +5,8% и составил 2 127,8 млрд т-км. Его динамика в течение года превышала уровень докризисного 2008 года.
Динамика грузооборота нетто в 2007-2011 гг. (помесячно), млрд т-км
Помесячная динамика грузооборота нетто 2008 - 2011 гг. (темп прироста к аналогичному периоду предыдущего года), %
Увеличение грузооборота во внутрироссийском сообщении ниже (+5%), чем в международном (+6,5%).
В 2011 году сохранилась тенденция опережения темпов роста грузооборота над темпами роста погрузки, что говорит о продолжающемся увеличении средней дальности перевозок грузов (+2,4% - во внутрироссийском сообщении, +0,7% - в международном сообщении)
Структура грузооборота изменилась незначительно, доля внутрироссийских перевозок снизилась с 45,3% до 45%, международных выросла с 54,7% до 55%, при этом доля грузооборота экспортных перевозок снижена до 47,6% (экспортных грузов через порты снижена до 29,4%)[1].
[1] Более подробная информация о структуре грузооборота по видам сообщения в приложении
Сообщает ОАО "РЖД".