Новости

О ценах на нефтепродукты

В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях:

1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;

2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;

3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.

Согласно статье 6 закона "О защите конкуренции", монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:

(1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;

(2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами). 

Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.

Так, В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей.

В том числе ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел:

На ОАО "Газпром нефть" наложен штраф в размере 1 356 млн.рублей; 

На ОАО "ТНК-ВР Холдинг" наложен штраф в размере 1 112 млн.рублей;

На ОАО "НК "Роснефть" наложен штраф в размере 1 509 млн.рублей;

На ОАО "ЛУКОЙЛ" наложен штраф в размере 1 443 млн.рублей.

В последнее время на рынках нефтепродуктов наблюдаются следующие явления. В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты.

На основе данных мониторинга розничных и оптовых цен в регионах России, проводимого ФАС совместно с территориальными органами, проанализирована динамика величин удельной розничной надбавки (розничной маржи - разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива) по видам топлива и выявлен значительный рост данных надбавок - как в абсолютном, так и в относительном значении, значительно превышающий уровень инфляции.

В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждают дела по фактам установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо о согласованных действиях хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст.ст. 10, 11 Федерального закона "О защите конкуренции" с учетом положения статьи 8). Дела возбуждаются и рассматриваются силами территориальных управлений, поскольку розничные рынки реализации автомобильного топлива посредством автозаправочных станций (АЗС) являются локальными.

Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась - наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра "Кортес", с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли:

" на дизельное топливо - на 23%

" на бензин А-76 - на 37%

" на бензин А-92 - на 57%

" на бензин А-95 - на 14%.

Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи).

ФАС России считает, что поддержание розничных цен в период с августа 2008 по январь 2009 года на уровне, не соответствующем уровню оптовых (закупочных) цен, и последующее резкое увеличение оптовых цен взаимосвязаны. Оба процесса имеют нерыночный характер и управляемы со стороны крупных нефтяных компаний. Данное явление следует оценивать как планомерное изменение ценовой политики вертикальноинтегрированных нефтяных компаний и переноса ценовой нагрузки на оптовое звено в частности, для того, чтобы обеспечить ВИНКам возможность приобретения активов независимых розничных продавцов.

ФАС России считает необходимым зафиксировать оба вида нарушений на рынках нефтепродуктов:

1. Силами территориальных управлений - о нарушениях на розничных рынках в период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда розничные цены на бензин и дизельное топливо не соответствовали уровню оптовых (закупочных) цен, и в ряде регионов наблюдалась необоснованно высокая доходность в сфере розничной реализации;

2. Силами центрального аппарата - о злоупотреблении доминирующим положением и/или согласованных действиях на оптовых рынках бензина и дизельного топлива в январе-феврале 2009 года, когда наблюдается резкий рост оптовых цен и дефицит продукции в оптовом звене.

См.также - новые дела ФАС России в отношении нефтяных компаний

Материал изменен: 09 ноября 2010 12:21

По данным ФАС России.