Новости

Пока гром не грянул...

Кто покушается на права садоводов, от чего их надо защищать на самом деле и что вообще происходит? Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся в далекий 1992 год, когда бывший мэр Челябинска Вячеслав Тарасов подписал постановление, согласно которому производственному объединению «Трубодеталь» отводился земельный участок площадью 1,58 га, находящийся в охранной зоне продуктопроводов высокого давления. Участок прилегал к южной границе коллективного сада «Факел» до обваловки продуктопроводов юго-восточнее поселка Новосинеглазово в Советском районе. В Постановлении говорилось, что участок выделяется только под огороды, без права строительства каких-либо объектов, а на заказчика в лице производственного объединения «Трубодеталь» возлагалась задача ознакомить под роспись каждого владельца огородного участка с правилами соблюдения безопасности в охранной зоне продуктопроводов, в том числе запрещением производства каких-либо работ, возведения строений, разведения огня, рытья ям и прочее.

 

Следующим Постановлением Главы администрации Челябинска от 06.08.1993 г. коллективному саду «Факел» отводился земельный участок общей площадью 14, 4492 га по фактическим границам и выдавался Государственный акт Ч№0011257-93 для эксплуатации существующей территории сада с приложением красных линий №3981, выноски геоданных, списка собственников. Кроме того, в Постановлении еще раз подчеркивалось, что наличие Госакта не дает права землепользователю самовольной застройки без ведома Главархитектуры.

 

Поначалу перечисленные в постановлении пункты ограничения вроде бы соблюдались. Но со временем, как это часто у нас бывает, запреты подзабылись, возможно, не обошлось и без ловких посредников, которые смогли обойти закон. Так или иначе, но к началу 2000 годов садоводам СНТ «Факел», «Часовщик» и «Политехник» удалось не только возвести вблизи нефтепродуктопроводов жилые дома и постройки, но и оформить их в собственность. У некоторых, например, у Юлии Тихоновой это единственное жилье, которое она, по ее словам, купила за 1млн. 200 тысяч рублей. Как Юлии продали дом, находящийся в опасной близости к нефтепродуктопроводам, пусть остается на совести тех, кто организовал эту продажу. Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Челябинска считает, что садовые участки № 5,6.8, 11-а по улице Рябиновой и № 251 по улице Центральной расположены за пределами границ земельного участка СНТ «Факел» и не выделялись им в законном порядке.Получается, что заняты садоводами самовольно. 

 

Топливо по нефтепродуктопроводам перекачивается под высоким давлением и сами нефтепродуктопроводы являются объектами повышенной опасности не только в соответствии с нормами и СНИПами, но и по законам здравого смысла. Тем более, когда речь идет о магистральных нефтепродуктопроводах, пролегающих в непосредственной близости к перечисленным садовым товариществам. Случись, какая внештатная ситуация, или внешнее воздействие, как, к примеру, недавнее падение метеорита, и пострадают не только строения, но и люди. Обвинять же тогда начнут организацию, эксплуатирующую нефтепродуктопроводы.

 

К сожалению, южноуральцы не хотят понимать опасности сложившегося положения, надеясь на русский авось. Когда я спросила, уже упомянутую Юлию Тихонову, не боится ли она жить вблизи опасного производственного объекта, она сказала, что не боится: труба, из которой изготовлен нефтепродуктопровод, по ее словам, сделана из чрезвычайно прочного металла, а в телесюжете на эту тему привела другой аргумент: дескать, ее участок находится за пределами охранной зоны в 30 метрах от оси нефтепродуктопровода. Хотя акт замера по её участку показывает, что меньше 30 метров.

 

Но, согласно СНиП 2.05.06-85*, минимальное расстояние до населенных пунктов, отдельных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, сооружений, зданий от оси нефте- и продуктопроводов должно составлять как минимум 100 метров. И это – не прихоть нефтянников, а элементарные требования норм безопасности, продиктованные жизненным опытом.

 

Правопреемником Уральского управления магистральных нефтепродуктов Главнефтеснаба РСФСР по транспорту нефтепродуктов (эксплуатирующей нефтепродуктопроводы с начала 1951 года), является ОАО «Уралтранснефтепродукт», которое в течение многих лет пытается вернуть проблему в правовое русло. Еще с апреля 1992 года, со времени начала строительных работ на участках, были написаны десятки писем в различные инстанции. На большинство из них ответы так и не получены, а строительные работы в садоводческом товариществе «Факел» продолжаются по настоящее время. Единственным выходом из создавшейся ситуации и стало обращение в судебные органы.

 

Сейчас вопрос решает районная Фемида. Есть надежда, что в многолетнем споре, наконец то, будет поставлена точка.

 

Лидия Ивина