Новости

Статистика транспорта в СССР

В СССР основной источник данных Статистика транспорта — сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов).

 

В Статистика транспорта - выделяются следующие разделы: статистика перевозок; эксплуатационная; основных фондов и технической вооружённости; труда; материально-технического снабжения; финансов. 

 

Статистика перевозок исследует продукцию транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются следующими показателями:

- отправлено, прибыло, перевезено (т);

- грузооборот (т *км);

- средняя дальность перевозки (км), средняя густота перевозок (т), средняя продолжительность (сут) и скорость доставки грузов (км/сут);

- межрайонный (по ж.-д. транспорту — и междудорожный) обмен и транспортный баланс районов страны по отдельным грузам. Аналогичные показатели, за некоторым исключением, определяются и по пассажирским перевозкам.

 

Эти показатели — общие для всей транспортной системы. Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.        

 

Объект эксплуатационной Статистика транспорта — наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование.

 

Объём работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т км, Нетто и Брутто), пробегом.

 

Сопоставлением объёмных показателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива, тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег, средняя техническая и участковая (коммерческая) скорости движения перевозочных средств. Кроме того, на отдельных видах транспорта определяются свойственные только им показатели: доля порожнего пробега вагонов, среднее время оборота и показатели нагрузки грузового вагона, средний вес и состав поезда — на ж.-д. транспорте; чистая производительность речного судна (за время хода с грузом), средняя продолжительность оборота баржи за рейс — на речном транспорте и др.        

 

Материально-техническая база изучается Статистика транспорта на основе натурального и стоимостного выражения основных средств с целью оценки использования производственных фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементов транспортной системы и соответствия уровня технической базы транспорта развитию народного хозяйства.

 

Для решения этих задач особо важное значение имеет паспортизация технических средств и единая классификация основных фондов в народном хозяйстве. Важнейшие показатели — протяжённость путей сообщения и инвентарные парки подвижного состава.        

 

Статистика труда на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы:

- использование рабочего времени и производительность труда;

- фонд заработной платы и среднюю заработную плату работников.

 

В этом разделе Статистика транспорта специфичным является измерение затрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационного контингента.        

 

В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетических ресурсов на перевозки, т.к. на транспорте топливо и электроэнергия — основные виды материальных затрат.        

 

Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту и месту их получения, кроме ж.-д. транспорта, где доходы отдельных дорог от перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки сведений о перевозках.

 

В анализе расходов и прибыли используются данные бухгалтерского учёта. 

       

На современном этапе строительства материально-технической базы коммунизма перед Статистика транспорта стоят задачи исследования закономерностей и пропорциональностей развития транспортной системы как отрасли материального производства, выявления степени удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, создания единой системы Статистика транспорта         

 

Организация Статистика транспорта в других социалистических странах во многом идентична Статистика транспорта в СССР.

 

Вопросы методологии исчисления показателей С. т. в 60—70-е гг. 20 в. неоднократно обсуждались на совещаниях экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН.        

 

В капиталистических странах Статистика транспорта характеризует в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отдельных видов транспорта.         

 

Лит.: Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798—1898 гг., СПБ, 1898; Кочетов И. В., Железнодорожная статистика, 2 изд., М., 1953; Лебедев Е. П., Транспортная статистика, 2 изд., М., 1964; Транспорт и связь СССР. Статистич. сб., М., 1972.         Е. П. Леонова, Э. А. Свиридова.