Новости

СТАТИСТИКА ПЕРЕВОЗОК

Система взаимосвязанных отчетных показателей характеризует перевозки в целом и по отдельным родам грузов, по видам транспорта общего пользования и его подразделениям (железная дорога, пароходство и др.) и территориям. Основные группировочные признаки: род груза, позиция перевозки, сообщений виды (плавания), категория скорости, дальность перевозок. Важнейшие показатели: отправлено грузов, прибыло грузов, перевезено грузов, грузооборот транспорта; дальность и густота перевозок средняя; средняя продолжительность доставки груза.

Статистика перевозок грузов служит основным материалом для контроля за выполнением государственного плана перевозок. Материалы этого раздела характеризуют перевозочный процесс грузов от начального момента - погрузки до завершающего момента - выгрузки.
Статистика перевозок грузов в тоннах производится на основании грузовых документов фабриками механизированного учета. Отчетным периодом по перевозке грузов является месяц, квартал и год.
Моментом учета в статистике перевозок грузов принимается время выдачи грузов грузополучателям; по этому моменту в основном и строится отчетность по перевозке грузов как в тоннах, так и в тонно-километрах, но, кроме статистики перевозок, момент выдачи грузов является также моментом учета для определения доходов дорог.
Большое значение в статистике перевозок грузов имеет также момент отправления грузов, определяющий выполнение плана по отправлению грузов и дающий характеристику работы железнодорожных хозяйственных единиц и экономики районов.
Оба рассмотренных первоисточника одновременно являются первичными документами и для статистики перевозок грузов и пассажиров.
В следующих главах дана характеристика объемных и качественных показателей статистики перевозок грузов, пассажиров и багажа, работы подвижного состава, промышленного производства, труда, материально-технического снабжения.
Группировка объема перевозок по наименованиям грузов является основной в статистике перевозок грузов. Перечень наименований грузов, которые выделяются в статистике перевозок, называется статистической номенклатурой грузов. Эта номенклатура выделяется из общей тарифной номенклатуры, применяемой для расчетов провозных плат, и представляет перечень грузов наиболее важных для народного хозяйства. В частности, с 1 января 1954 г. количество наименований грузов в номенклатуре увеличено почти вдвое ( с 99 до 179 без групповых наименований), причем это увеличение относится главным образом к грузам народного потребления. Номенклатура, помимо отдельных наименований, содержит 6 крупных разделов: А) индустриальные грузы; Б) продовольственные товары народного потребления; В) промышленные товары народного потребления; Г) сырье для легкой и пищевой промышленности; Д) хлебные грузы; Е) остальные грузы.
Однако по своим познавательным целям, возможностям изучения отдельных сторон процесса перевозки пассажиров статистика перевозок пассажиров во многом отличается от статистики перевозок грузов.
В силу общности целевой установки статистики пассажирских и грузовых перевозок и процесса перевозки в статистике перевозок пассажиров имеется много общего со статистикой перевозок грузов.
Междурайонная статистика в дореволюционный период была сильно развита в виде сводной статистики перевозок и использовалась главным образом в тарифных целях и для установления торговых связей. В Советском социалистическом государстве междурайонная статистика перевозок грузов отражает экономические связи различных районов между собой и рациональность этих связей.
Багажные перевозки характеризуются числом отправленных тонн, тонно-километрами и средней дальностью перевозок. Эти показатели определяются так же, как и аналогичные показатели в статистике перевозок грузов.