Новости

Статистика рынка автомобильных бензинов сегодня или завтра

Основные игроки

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ГП «ЦДУ ТЭК»), в 2011 г. в РФ было произведено 36, 4 тыс. т автомобильного бензина. Практически весь рынок – 95,3% – принадлежит семи вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК): ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО АНК «Башнефть», ТНК-ВР, ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НГК «Славнефть».

 

Структура производства бензинов в РФ, по производителям, 2011 г., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Самый крупный производитель автомобильного бензина в стране – ОАО «Газпром нефть», на его долю в 2011 г. пришлось 25,5% от общего объема производства, или 9,3 тыс. т бензина. Основные предприятия переработки нефтепродуктов, принадлежащие «Газпром нефти», – это Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы.

Эти предприятия выпускают 69,55% всего объема бензина «Газпром нефти»: так, Омский НПЗ в 2011 г. произвел 4,1 тыс. т автомобильного бензина, а Московский НПЗ – 2,4 тыс. т.

Доля ОАО «Лукойл» в общем производстве автомобильного бензина в стране в 2011 г. составила 18,3%, что эквивалентно 6,7 тыс. т бензина. Почти половина – 45,97% – этого количества производится на Нижегородском НПЗ.

Другие крупные производители автомобильного бензина в составе ОАО «Лукойл» – Пермский НПЗ (1,6 тыс. т в 2011 г.) и Волгоградский НПЗ (1,5 тыс. т).

Нефтеперерабатывающие предприятия ОАО «НК «Роснефть» в 2011 г. выпустили 5,7 тыс. т автомобильного бензина, что составило 15,5% в общем объеме его производства. В структуру «Роснефти» входят семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий: Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания.

На долю ОАО АНК «Башнефть» пришлось 12,5% от общего объема производства бензина в стране в 2011 г. Перерабатывающий комплекс «Башнефти» представлен тремя нефтеперерабатывающими заводами. ОАО «Уфанефтехим» выпустил 1,6 тыс. т автомобильного бензина в 2011 г., Уфимский НПЗ – 1,2 тыс. т, Ново-Уфимский НПЗ (ОАО «Новойл») – 1,7 тыс. т.

Нефтяная компания ТНК-ВР произвела в 2011 г. 3,9 тыс. т автомобильного бензина, ее доля в общем объеме выпуска топлива составила 10,7%. В прошлом году основной объем бензина был выпущен Рязанским НПЗ – 77,98% от всего объема ТНК-ВР. Остальная часть была произведена на Саратовском НПЗ.

Еще две компании – «Сургутнефтегаз» и «Славнефть» – выпускают 6,3% и 6,5% от общего объема производства автомобильного бензина, соответственно. Переработка нефтепродуктов компании «Сургутнефтегаз» производится на НПЗ «Киришинефтеоргсинтез». В 2011 г. выпуск автомобильных бензинов этим предприятием составил 2,3 тыс. т. Самое крупное нефтеперерабатывающее предприятие «Славнефти» – ОАО «Славнефть — Ярославнефтеоргсинтез», его объем производства в 2011 г. составил 2,4 тыс. т.

 

Динамика производства автомобильного бензина ведущими ВИНК, 2008-2009 г., тыс. т

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Газпромнефть

8,66

8,72

8,58

9,29

Лукойл

5,4

5,69

5,87

6,67

Роснефть

6,19

6,17

6,43

5,62

Башнефть

4,85

5,07

4,76

4,54

ТНК-ВР

3,97

3,55

3,79

3,88

Славнефть

2,28

2,33

2,3

2,35

Сургутнефтегаз

2,33

2,38

2,39

2,29

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Динамика производства автомобильных бензинов различается от компании к компании. Так, например, производство бензина «Газпром нефтью» с 2008 по 2010 гг. было стабильным, а в 2011 г. выросло на 8%. Объем производства «Роснефти», наоборот, снизился в 2011 г. на 12,6%, в результате чего компания уступила второе место в перечне крупнейших производителей автомобильного бензина ОАО «Лукойл», которое, в свою очередь, в 2011 г. продемонстрировало рост – на 13,6%.

Производство бензина «Башнефтью» снижается с 2009 г.: на 6,11% в 2010 г., затем еще на 4,62% – в 2011г. На ТНК-ВР производство бензина в 2011 г. незначительно выросло – на 2,3%, объемы производства бензина «Славнефтью» и «Сургутнефтегазом» стабильны.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ

Сегодня в России выпускается четыре марки автомобильного бензина: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Их производство регулируется тремя ГОСТами: ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.

Современные марки автомобильных бензинов были введены в целях повышения конкурентоспособности российского бензина на мировом рынке. ГОСТ Р 51105-97, который начал действовать с 01.01.1999 г., вводил требования к бензинам марок «Нормаль-80» и «Регуляр-92», а ГОСТ Р 51866-2002, введенный в действие с 01.07.2002 г., – к маркам «Премиум-95» и «Супер-98». Их потребительские свойства определяются октановым числом, присутствующим в названиях марок.

Основной объем производимого сегодня в стране автомобильного бензина приходится на марку «Регуляр-92» – 67,3%. Бензина марки «Нормаль-80» производится 10,6%. Практически вся оставшаяся часть – это производство «Премиум-95» (21,3%). Бензина «Супер-98» в РФ выпускается крайне мало – всего 0,8% от общего объема производства автомобильного бензина.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по маркам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

По данным ИАЦ «Кортес», в 2007 г. доля выпуска низкооктанового бензина («Нормаль-80») составляла 25,7%, к 2010 г. выпуск сократился до 10,6%. При этом, соответственно, увеличилось производство высокооктанового бензина.

В 2008 г. постановлением Правительства РФ был утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Этим регламентом были утверждены обязательные требования к экологической безопасности различных типов топлива, которые соответствовали аналогичным европейским директивам. Техническим регламентом вводились экологические классы бензина – класс 2,3,4,5 (соответствующие «Евро-2,3,4,5») и устанавливалось предельно допустимое содержание вредных для окружающей среды и человека химических веществ.

Кроме того, Технический регламент устанавливал сроки перехода от использования топлива одного экологического класса к другому. Для автомобильных бензинов были утверждены следующие сроки: бензин экологического класса 2 мог производиться только до конца 2008 г., класса 3 – до конца 2009 г., класса 4 – до конца 2012 г.

Установленные Техническим регламентом временные рамки впоследствии переносились дважды. В первый раз – в 2009 г., когда сроки производства каждого экологического класса бензина были продлены на два года. Второй раз – в 2011 г. На данный момент производство бензинов экологического класса 2 разрешено до конца 2012 г., класса 3 – до конца 2014 г., класса 4 – до конца 2015 г. Применение автомобильного бензина экологического класса 5 пока не ограничено.

Переносы сроков введения действия экологических стандартов на бензин были связаны с недостаточной технологической оснащенностью российской нефтеперерабатывающей отрасли для производства бензина предписанных характеристик в указанные сроки. Кроме того, значительная часть российского автопарка использует типы топлива, не соответствующие экологическим стандартам, поэтому вопрос касался также и возможностей эксплуатации старой техники.

В настоящее время, по данным ИАЦ «Кортес», выпускаемые высокооктановые бензины соответствуют в основном экологическому классу 3, за исключением самарских НПЗ «Роснефти» и НПЗ «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащего «Сургутнефтегазу».

В целом же производство автомобильного бензина по классам выглядит следующим образом. В 2011 г. доля бензина, не соответствующего экологическим стандартам, составляла 8%. Такую же долю занимало производство бензина экологического класса 2. Основной объем бензина (70%), выпускаемого в России, соответствует экологическому классу 3. Бензин, соответствующий экологическому классу 4 и выше, составляет 14% от общего объема производства.

 

Структура производства автомобильного бензина в РФ, по экологическим классам, 2011 г., %

Источник: ИАЦ «Кортес».

 

Как полагают в ИАЦ «Кортес», к началу 2013 г. можно ожидать перехода всех НПЗ на производство автобензина экологического класса 3 в достаточном для удовлетворения российского спроса количестве. Производство автомобильных бензинов, не соответствующих экологическим стандартам, а также бензинов класса 2 может еще сохраняться на отдельных НПЗ до 2014-2015 гг. Такой бензин в основном, будет отгружаться на экспорт.

 

Экспорт бензина

Из России экспортируется лишь небольшая часть производимого в стране автомобильного бензина. Так, в 2011 г. доля экспорта автомобильного бензина в общем производстве автомобильного бензина компаниями ТЭК составила 11,9%.

Для сравнения, в 2011 г. на экспорт ушло 56,5% всего произведенного дизельного топлива и 82,5% произведенного мазута. До 2011 г. вообще просматривалась тенденция снижения доли экспортируемого бензина в общем объеме производства. Так, если в 2006 г. экспорт бензина составлял 17,3% от его производства, то в 2008 г. – 13,5%, в 2010 г. – 9,2%.

 

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, 2006-2011 гг., %

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

 

Как отмечают в ОАО «Лукойл», из России экспортируется в основном низкооктановый бензин, который может использоваться для последующей переработки. Однако, экспорт бензина имеет более сложную структуру.

По данным ИАЦ «Кортес», низкооктановый автомобильный бензин экспортируется в Западную Европу. В страны СНГ — главным образом, азиатские — экспортируется как низкооктановый, так и высокооктановый бензин. Что касается экологических классов в поставках автомобильного бензина за рубеж, в основном, соблюдается паритет между бензином, не соответствующим экологическим классам, и бензином экологических классов 3 и 4. Бензин «Супер-98» еще до введения экологических классов бензина экспортировался небольшими партиями.

Доля автомобильного бензина, уходящего на экспорт, значительно отличается в разных ВИНК. Самая большая доля экспорта отмечается в компании «Сургутнефтегаз»: в 2011 г. за рубеж отправилось 33% произведенного компанией автомобильного бензина. Нужно отметить, что это самый низкий показатель за последние шесть лет: например, в 2006 г. на экспорт ушло 63,2% автомобильного бензина, произведенного этой компанией.

Такие высокие показатели экспорта бензина связаны с тем, что на «Киришинефтеоргсинтезе», нефтеперерабатывающем предприятии «Сургутнефтегаза», производится значительное количество низкооктанового бензина.

В динамике экспорта автомобильного бензина компанией «Газпром нефть» до 2011 г. также наблюдалась тенденция к снижению: с 23,6% от произведенного компанией бензина в 2006 г. до 15,3% в 2010 г. В 2011 г. экспорт бензина компанией незначительно вырос и составил 15,9%.

Снижение доли экспорта бензина характерно и для компаний «Лукойл», ТНК-ВР и «Славнефть». В ТНК-ВР эта доля сократилась с 9,3% в 2006 г. до 1,7% в 2011 г., в «Славнефти» – с 19,4% до 3,4% за аналогичный период времени.

Самое радикальное сокращение объема экспорта автомобильного бензина демонстрирует ОАО «Лукойл»: если в 2006 г. экспорт бензина составлял 9,4% от его производства, то в 2010 г. он был равен нулю. В 2011 г. «Лукойл» отправил на экспорт всего 0,6% произведенного бензина. Это связано с высоким спросом производимого предприятием бензина на внутреннем рынке.

В компаниях «Роснефть» и «Башнефть», наоборот, отмечается повышение доли экспорта автомобильного бензина в 2011 г. Впрочем, доля экспорта бензина в этих компаниях колеблется год от года.

 

Динамика доли экспорта автомобильного бензина, по ВИНК, 2006-2011 гг., %

 

 

Источник: ГП «ЦДУ ТЭК».

Экспортные ставки

Важным фактором, влияющим на экспорт автомобильного бензина из России, стало изменение в схеме расчета пошлин на экспорт сырой нефти, светлых и темных нефтепродуктов. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты определяются, исходя из ставки пошлины на сырую нефть и расчетного коэффициента, и устанавливаются в отношении конкретной категории товаров, выработанных из нефти.

С 1 октября 2011 г. для нефтепродуктов были установлены новые максимальные значения коэффициентов. Если раньше экспортная пошлина на нефть составляла 65% (коэффициент 0,65), то теперь она была снижена до 60% от ее цены.

Пошлина на светлые нефтепродукты, к которым относится в том числе и дизельное топливо, и темные нефтепродукты, к которым относится мазут, была установлена в размере 66% от размера пошлины на экспорт сырой нефти. Ранее светлые и темные нефтепродукты имели разные коэффициенты.

Что же касается автомобильного бензина, то для него был установлен коэффициент 0,9, то есть пошлина на экспорт бензина составляет 90% от размера пошлины на экспорт сырой нефти.

Тем самым Правительство РФ стремилось снизить рентабельность экспорта бензина и переориентировать его продажи на внутренний рынок. Во многом эта мера была связана с «бензиновым» кризисом весной 2011 г., когда из-за противоречий в ценовой политике ВИНК и розничных компаний на рынке возник дефицит бензина, спровоцировавший взлет цен.

 

 Импорт бензина

По данным ИАЦ «Кортес», в 2011 г. в Россию было ввезено около 1 млн. т автомобильного бензина. Однако, по мнению экспертов компании, импорт автобензина в Россию нельзя назвать системным явлением. Так, например, в прошлом году на 90% это была продукция Лисичанского НПЗ (Луганская область Украины), принадлежащего ТНК-ВР.

Лисичанский НПЗ был традиционным крупным поставщиком бензина в южные регионы России в силу транспортно- географических показателей. На сегодняшний день производство на этом предприятии временно остановлено.

Если рассматривать баланс рынка автомобильного бензина в России, то, по данным АИЦ «Кортес», рост импорта сопровождался эквивалентным увеличением экспорта. Нужно отметить, что увеличение отгрузок на экспорт и рост импорта происходили в разные периоды года, то есть импорт не предназначался для покрытия спроса в виду недостатка предложения.

С точки зрения специалистов ИАЦ «Кортес», ввозом бензина из других стран решались временные локальные проблемы, или же это были попытки трейдеров как-то оживить свою деятельность. Часть импорта представляют собой традиционные поставки автобензина «Супер-98» на рынок Северо-Западного федерального округа (Калининград).

В целом же значительного импорта автомобильного бензина не прогнозируется, хотя бы ввиду разницы отдельных нормативных показателей, присущих автомобильным бензинам других стран, и показателей, заложенных в Техническом регламенте для стран Таможенного союза. Импорт сохранится, но в ближайшее время вряд ли это будет компенсацией недостаточного предложения.

Как отмечают в ОАО «Лукойл», при сегодняшнем уровне внутренних цен импортный бензин абсолютно неконкурентоспособен в России, поэтому речь может идти только о поставках нефти в сопредельные страны (Беларусь, Казахстан) на переработку и о возврате части нефтепродуктов в виде высокооктанового бензина обратно в Россию.

 

Ценообразование

Цена на бензин на внутреннем российском рынке определяется, в первую очередь, под влиянием net back по отношению к ценам на мировом рынке. Net back понимается как чистая выручка от продажи нефтепродуктов на мировом рынке, без учета пошлин и транспортных расходов.

По сути, ориентация на net back означает использование принципа равнодоходности внутренних продаж с экспортными поставками. Таким образом, теоретически оптовые российские цены на автомобильный бензин зависят от мировой стоимости нефти и подвержены тем же тенденциям.

Однако, существуют и другие факторы, влияющие на цены на бензин. Наиболее важные из них – государственные акцизы на бензин и фактическое отсутствие реальной конкуренции на рынке.

В конце 2011 г. Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал последовательное увеличение акцизов на бензин в 2012-2014 гг.

С 1 января 2012 г. акцизы на все экологические классы автомобильного бензина выросли на треть, предусмотрено еще три этапа повышения акцизов. Однако, на следующих этапах в законе предусмотрен гибкий подход к акцизам на разные экологические классы бензина: второй раз акциз на бензин экологического класса 4 вырастет только с 1 января 2013 г., а не с 1 июля 2012 г., как для предыдущих экологических классов, а на бензин класса 5 — только с 1 января 2014 г.

Изменение акцизов на автомобильный бензин, 2012-2014 гг.

 

Автомобильный бензин

С 1 января по 30 июня 2012 г. включительно

С 1 июля по 31 декабря 2012 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Не соответствующий классу 3 или классу 4, или классу 5

7725

29

8225

6

10100

23

11110

10

Класса 3

7382

30

7882

7

9750

24

10725

10

Класса 4

6822

33

6822

0

8560

25

9416

10

Класса 5

6822

33

5143

-25

5143

0

5657

10

 

Источник: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если раньше ставки акцизов были привязаны к октановому числу, то новая система ориентации на экологический класс бензина способна стимулировать производство более чистого топлива за счет более низких ставок на бензин экологических классов 4 и 5. Специалисты позитивно оценивают эти изменения, поскольку они создают стимулы к развитию производства высококачественного автомобильного бензина.

Помимо акцизов, на стоимость автомобильного бензина влияет рост тарифов железнодорожного и трубопроводного транспорта, тарифов на электроэнергию, определяющийся общей инфляцией. Нельзя забывать и о налогах: налоге на добычу полезных ископаемых, НДС, налогах на имущество и прибыль.

По данным ОАО «Лукойл», в стоимости одного литра бензина «Регуляр-92» налоги (включая акциз) составляют 55,1% – более половины стоимости. В компании видят возможности снижения цен на бензин именно в снижении налоговой нагрузки.

 

Структура средней рыночной стоимости литра бензина марки «Регуляр-92», %

Источник: ОАО «Лукойл».

 

Таким образом, рост цен на бензин обусловлен в том числе и факторами, которые способствуют удорожанию со временем любой продукции – инфляцией и повышением налогов государством. Эти факторы во многом нивелируют усилия государства снизить розничные цены на автомобильный бензин.

Еще одна ключевая причина роста цен на бензин – низкая конкуренция на рынке. Здесь срабатывает обычный рыночный механизм, отмечают в ИАЦ «Кортес», – пока будут покупать бензин по тем ценам, которые предлагаются, цены будут расти.

Чтобы бороться с этим, нужно, во-первых, усилить конкуренцию на розничном рынке за счет независимых продавцов, ­ а во-вторых, производить такое количество автомобильного бензина, которое позволит создать значительное предложение в мелкооптовой торговле и рознице. Этому может способствовать, по мнению специалистов ИАЦ «Кортес», только строительство мощностей вторичных процессов, в частности, каталитического крекинга.

 

Биржевая торговля

Помочь в формировании прозрачного механизма ценообразования на внутреннем рынке автомобильного бензина могла бы биржевая торговля. Правительство с целью создания рыночного механизма определения цены на нефтепродукты стимулировало выход производителей нефтепродуктов на биржи, контролируя их с помощью Федеральной антимонопольной службы.

Торговля нефтепродуктами началась в 2008 г. на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК), в том же году начала работу Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ).

По мнению В. Язева, первого заместителя Председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, работа бирж в условиях конкуренции друг с другом показала, что они способны сформировать адекватную цену на нефтепродукты на внутреннем рынке, в том числе и на автомобильный бензин.

Однако, отсутствие необходимых ориентиров развития от правительства и эффективных механизмов торговли привело к тому, что на биржевых площадках стали доминировать интересы крупных нефтяных компаний, а биржевые торги сконцентрировались на СПбМТСБ.

Торговля автомобильным бензином составляет около четверти оборота этой биржи. Объем продаж нефтепродуктов вырос на 64,5% в 2011 г., но при этом количество совершаемых сделок сократилось. Прозрачность ценообразования, по мнению В. Язева, так и не была достигнута, зато наметилась отрицательная тенденция монополизации в биржевой торговле нефтепродуктами. Выход из этой ситуации он видит только в стимулировании конкуренции биржевого рынка нефтепродуктов.

В конце 2011 г. СПбМТСБ, МБНК и Биржа «Санкт-Петербург», еще одна биржа по торговле нефтепродуктами, подписали меморандум о формировании Единой торговой сессии по биржевой торговле нефтепродуктами.

Цель открытия Единой торговой сессии – введение единых стандартов работы на этом рынке, формирование единых ценовых индикаторов и создание условий для более эффективного мониторинга, контроля и регулирования рынка нефтепродуктов государственными регулирующими органами. Этот шаг призван помочь развитию биржевой торговли нефтепродуктами.Сообщает www.abiz.ru