Новости

СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА

В СССР осн. источник данных С. т.- сплошной текущий учёт и основанная на нём периодич. отчётность трансп. предприятий, а также спец. статистич. обследования сплошного и несплошного характера (напр., ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов). В С. т. выделяются след, разделы: статистика перевозок; эксплуатационная; осн. фондов и технич. вооружённости; труда; материально-технического снабжения; финансов.

Статистика перевозок исследует продукцию транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются след, показателями: отправлено, прибыло, перевезено (т); грузооборот (т*км); ср. дальность перевозки (км), ср. густота перевозок (т), ср. продолжительность (сут) и скорость доставки грузов (км/сут); межрайонный (по ж.-д. транспорту - и междудорожный) обмен и трансп. баланс районов страны по отд. грузам. Аналогичные показатели, за нек-рым исключением, определяются и по пасс, перевозкам. Эти показатели - общие для всей трансп. системы. Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.

Объект эксплуатационной С. т.- наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование. Объём работы подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т*км, нетто и брутто),пробегом. Сопоставлением объёмных показателей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива, тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег, ср. технич. и участковая (коммерческая) скорости движения перевозочных средств. Кроме того, на отд. видах транспорта определяются свойственные только им показатели: доля порожнего пробега вагонов, ср. время оборота и показатели нагрузки грузового вагона, ср. вес и состав поезда - на ж.-д. транспорте; чистая производительность речного судна (за время хода с грузом), ср. продолжительность оборота баржи за рейс - на речном транспорте и др.

Материально-техническая база изучается С. т. на основе натурального и стоимостного выражения осн. средств с целью оценки использования производств, фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отд. элементов трансп. системы и соответствия уровня технич. базы транспорта развитию нар. х-ва. Для решения этих задач особо важное значение имеет паспортизация технич. средств и единая классификация осн. фондов в нар. х-ве. Важнейшие показатели - протяжённость путей сообщения и инвентарные парки подвижного состава.

Статистика труда на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы; использование рабочего времени и производительность труда; фонд заработной платы и ср. заработную плату работников. В этом разделе С. т. специфичным является измерение затрат труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатац. контингента.

В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетич. ресурсов на перевозки, т. к. на транспорте топливо и электроэнергия - осн. виды материальных затрат.

Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность работы отд. видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту и месту их получения, кроме ж.-д. транспорта, где доходы отд. дорог от перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли используются данныебухгалтерского учёта.

На совр. этапе строительства материально-технической базы коммунизма перед С. т. стоят задачи исследования закономерностей и пропорциональностей развития трансп. системы как отрасли материального произ-ва, выявления степени удовлетворения потребностей нар. х-ва и населения в перевозках, создания единой системы С. т.

Организация С. т. в других социалистических странах во многом идентична С. т. в СССР. Вопросы методологии исчисления показателей С. т. в 60- 70-е гг. 20 в. неоднократно обсуждались на совещаниях экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН.

В капиталистических странах С. т. характеризует в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отд. видов транспорта.

Лит.: Исторический очерк развития учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей сообщения в 1798-1898 гг., СПБ, 1898; Кочетов И. В., Железнодорожная статистика, 2 изд., M., 1953; Лебедев E. П., Транспортная статистика, 2 изд., M., 1964; Транспорт и связь СССР. Статистич. сб., M., 1972.