Новости

Потребительские ожидания в России в III квартале 2012 года


На снижение уровня индекса потребительской уверенности наиболее существенно повлияло падение индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу снизился на 6 процентных пунктов и составил (-2%) против (4%) во II квартале 2012 года.

Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 20% опрошенных (во II квартале 2012г. - 25%). Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, возросла до 22% (во II квартале 2012г. - 17%).

Индекс произошедших изменений в экономике России понизился по сравнению со II кварталом 2012г. на 2 процентных пункта и составил (-3%).

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, не изменилась по сравнению со II кварталом 2012г. и составила 21%, доля отрицательных оценок увеличилась до 25% (против 21% во II квартале 2012г.), 53% респондентов считают, что экономическая ситуация в России по сравнению со II кварталом 2012г. не изменилась (против 56% во II квартале 2012г.).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению со II кварталом 2012г. снизился на 2 процентных пункта и составил (-3%).

Доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 13% (во II квартале 2012г. - 14%), ухудшится - 17% (во II квартале 2012г. - 14%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по сравнению со II кварталом 2012г. снизился на 1 процентный пункт и составил (-5%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года составила 16% (во II квартале 2012г. - 17%). Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, увеличилась до 25% (во II квартале 2012г. - 22%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил (-17%) и вырос по сравнению со II кварталом 2012г. на 1 процентный пункт. Индекс благоприятности условий для сбережений остался без изменений и составил (-33%).

 

Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению со II кварталом 2012г. наблюдалось у лиц среднего возраста на 2 процентных пункта и у лиц старшего возраста - на 4 процентных пункта. У молодого поколения (от 16 до 29 лет) индекс потребительской уверенности остался на прежнем уровне (1%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом снизился по всем возрастным группам: у молодежи с 8% до 6%, у лиц среднего возраста с 4% до (-2%) и у лиц старшей возрастной группы с 1% до (-8%).

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Май
2012г.

Август
2012г.

 

Май
2012г.

Август
2012г.

Россия

-4

-6

Литва

-19,5

-19,4

Австрия

-2,8

-10,8

Люксембург

-6,0

-8,4

Бельгия

-10,1

-15,3

Нидерланды

-23,3

-18,1

Болгария

-42,5

-43,3

Польша

-28,8

-29,1

Великобритания

-21,8

-18,7

Португалия

-52,1

-51,7

Венгрия

-51,9

-48,2

Румыния

-29,4

-37,4

Германия

0,4

-8,8

Словакия

-23,3

-27,3

Греция

-75,8

-65,2

Словения

-31,9

-35,4

Дания

6,9

7,8

Финляндия

10,6

1,5

Испания

-33,2

-39,7

Франция

-16,0

-25,5

Италия

-38,6

-38,0

Чехия

-30,0

-26,9

Кипр

-42,8

-53,9

Швеция

11,4

10,3

Латвия

-19,8

-12,7

Эстония

-8,1

-9,2

 

________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 


По данным Федеральной службы государственной статистики